В чем отличие ПАО синтетики от обычной синтетики
Не углубляясь в чудеса нефтепереработки, мы кратко поговорим о моторных маслах, их спецификациях и ассортименте. В основной своей массе все моторные масла состоят из базового масла (80% процентов от объёма тары) и пакета присадок. Процесс получения базового масла несложный: сырая нефть под температурой и давлением разделяется на фракции в ректификационной колонне.
На самом верху газы: этилен, бутилен, а в самом низу - битум и мазут. Посередине располагаются бензин, керосин и дизель. Основным компонентом базового масла становится мазут, который в конечном итоге превращается в моторное масло. Есть такая организация API. Она разделила получаемое моторное масло на 5 групп.
Первые две: минеральные. Делается напрямую из мазута методом селективной очистки. Из состава убираются соединения парафинов, серы и хлора.
Третья, четвёртая и пятая группа получаются путём синтеза этилена. Под воздействием тех же температура газообразный этилен превращается в густую синтетику, которую м потом превращаем в синтетическое базовое масло. Процесс синтеза можно продолжать. Тогда вместо моторного масла начнёт образовываться полиэтилен, а затем пластик. Последняя группа в среде ГСМ получила обозначение ПАО (полиальфаолефины). Кстати, современная тенденция говорит о том, что ПАО-синтетика в последнее время начинает заканчиваться, так как сама нефть ограничена.
Поэтому синтезирование моторного масла также уменьшается. Отсюда и постоянное повышение цены на базовое синтетическое масло. Тут мы подбираемся к третьей группе базовых масел - синтетика на основе гидрокрекинга минералки. Правду говоря, гидрокрекинговое масло получается в процессе отделения парафинов, потому что при выделении они теряют ковалентные связи. Пустые места замещаются водородом и слипаются между собой. В результате этого синтезируется новое масло, имеющее свойство одновременно и минерального масла и синтетического. Из интересного: смазывающие свойства минерального масла в разы лучше, чем у синтетического, однако стойкость к окислению у минералки хуже, чем у синтетики.
До добавления присадок все масляные базы отлично смешиваются между собой. Это подталкивает инженеров ГСМ играться с составами конечного продукта. Так на свет появилось полусинтетическое масло. Правильнее его называть частично синтетическое масло, так как процентное соотношение далеко не 50 на 50. В стандартном моторном масле 10-25 процентов синтетики. Смешивают для того, чтобы улучшить низкотемпературные свойства, текучесть, температуру прокачиваемости и замерзания.
Базовые присадки в моторное масло
Сейчас на прилавках магазинов нет ни одного масла, которое не имеет в своём составе пакетов присадок. Все их можно разделить на три группы:
1. Модификаторы вязкости
Дело в том, что при увеличении температуры жидкость становится менее вязкой. Это понятно из школьной программы по химии. Модификаторы предназначены как раз для того, чтобы при увеличении температуры вязкость масла не изменялась. Иногда в качестве модификатора применяют депрессанты. Причина в том, что в составе любого масла остаётся большое количество парафинов. Несмотря на то, что они имеют хорошую смазывающую способность они сильно загущают масло. При уменьшении температуры они соединяются и образуют кашеобразную субстанцию. Это особенно актуально для российских условий эксплуатации. Правда в ПАО такие модификаторы не применяются, так как потеря текучести такого масла в районе -60 градусов.
2. Защитные присадки
В качестве защитных присадок чаще всего используют антиоксиданты. В моторных маслах их больше всего, так как камера сгорания - это область резкого перепада температур. При работе двигателя моторное масло естественным образом выгорает или окисляется. Продукты окисления моторного масла очень токсичны для самого двигателя и оставшегося моторного масла. Чем больше сгорает ГСМ, тем быстрее идёт окисление Чтобы этого не происходило в состав базового масла добавляется антиоксидант.
3. Антифрикционные добавки
Здесь основным компонентом становится деактиватор металлов, который защищает моторного масло от опасного воздействия трущихся деталей. В местах стыков (где масло выполняет роль смазывающего материала), смазочный материал подвергается высокому давлению и температуре, поэтому также быстро окисляется.
4. Антипенные
Такие присадки не позволяют маслу вспениваться, особенно в гидравлических механизмах. Они увеличивают силу поверхностного натяжения и не дают образовываться молекулам воздуха, поскольку это приведёт к быстрому окислению масла и кавитации.
5. Противоизносные
Основными агентами таких присадок становятся цинк и фосфор. В двигателе есть места ограниченного трения, где невозможно избежать прямого взаимодействия двух деталей. Собственно для защиты этих поверхностей существуют противоизносные присадки. Они создают на поверхности трущихся деталей защитный слой, который не допускает прямого соприкосновения поверхностей. Единственная проблема: защитный слой может образовываться исключительно после +50 градусов по Цельсию.
6. Ингибиторы коррозии
Есть ещё одна проблема в процессе эксплуатации автомобиля: вода. Она образуется естественным путём, чаще всего в результате конденсации. Вода опасный реагент, который ускоряет процесс окисления. Причем она может ускорить старение как масла, так и детали. Появляется т.н. химическая коррозия, которая образуется путём косвенного влияния кислорода в составе воды. Такие присадки схватывают воду и выводят её из двигателя.
Добавить комментарий: