Как создают моторное масло для двигателя
Основной объём моторного масла - это базовое масло (около 80 процентов), депрессоры и загуститель (10 процентов), активные присадки (около 2 процентов). Весь состав подразумевает под собой чёткий баланс между теми компонентами, которые находятся внутри масла. Самое главное, что вся эта куча химических элементов должна каким-то образом работать вместе и не мешать друг другу. Поэтому процесс создания нового смазочного материала займёт минимум год. В некоторых случаях доходит до 3-5 лет.
Основной задачей является не разработка нового ГСМ, а поиск "дружных" химических компонентов".
TBN Общее щелочное число
Оно показывает запас моторного масла по тем компонентам, которые будут мыть двигатель и нейтрализовать кислоты. Это не значит, что чем выше TBN, тем больше масло проедет. Хотя если посмотреть на значения легкомоторных масел, то они живут вполне дольше. Когда масло высоко щелочное, то у него будет больше запас по тем компонентам, которые нейтрализуют кислоту. Общее щелочное число снижается в процессе эксплуатации, так как TBN расходуется на нейтрализацию кислот. Сгорает ТВС, появляются оксиды, а затем превращаются в кислоты. Их приходится гасить как раз TBN. Главным врагом щелочи является кислота.
В данном случае - общее кислотное число. Оно в процессе эксплуатации неумолимо растёт. А причина тому - окисление масла.
При оценке состояния масла стоит взять три контрольных точки. Нулевую, на 5000 и 10000 км. Если кислотная динамика очень высокая, то это будет первым звонком, что масло сильно устало и его надо менять. Рост кислотного числа говорит о том, что масло окисляется. Динамика падения щелочного числа связана с возрастанием кислотного числа.
Проще говоря, щелочное число показывает запас компонентов, которые нейтрализуют кислоту, а число можно оценить как степень изношенности масла. Они влияют на то, как свои функции исполняет масло. Процесс появления отложений ускоряется.
Стоит обращать большое внимание на эти показатели при выборе нового моторного масла.
Сульфатная зольность
Еще один важный параметр, на который нужно обращать внимание при выборе масла. Как она определяется. Берётся моторное масло, долго греется до образования отложений. Потом всё это реагирует с серной кислотой и греется дальше. По-хорошему это имитация попадания смазочного материала в камеру сгорания только в лабораторных условиях. Потом массу взвешивают и выражают в процентном соотношении. Бывает зольность 0,8 процентов, 1,2 процента.
Такое масло будет называться полнозольным. 0,8 - это уже средняя зольность. Этот параметр нужен, чтобы оценить степень влияния моторного масла на ресурс катализаторов и сажевого фильтров. Зная зольность масла, мы можем понимать, насколько опасно попадание этих компонентов. Поэтому были придуманы масла со сниженной зольностью.
Надо понимать, что фосфор и сера входят в состав антиокислительных и противоизносных присадок. И их снижение ведёт к тому, что определённый запас по ряду свойств будет потерян, по сравнению с полнозольными маслами.
Использование малозольных масел требует более внимательного отношения к заправке, на которой автомобиль будет заправляться. Если топливо качественное, то вопросов не будет никаких, но так бывает не всегда. Если масло малозольное, чем больше оно восприимчиво к качеству топлива. При этом все эксплуатационные качества не изменяются.
Температура потери текучести
Это параметр, при котором масло застывает, то есть перестаёт течь самотёком. При хранении ни в коем случае нельзя оставлять ГСМ ниже температуры, указанной в техническом описании.
Температура вспышки
Это также важный параметр для тех, кто интересуется эксплуатационными свойствами масла. В первую очередь, этот параметр существует для определения класса опасности нефтепродуктов. То есть при транспортировке или хранении им присваивается тот или иной класс.
Очень часто задают вопрос, почему у Castrol в техническом описании такие маленькие температуры вспышки. Стоит знать, что есть два вида измерения температуры вспышки: в открытом тигле по Кливленду, в закрытом тигле по Пенксу-Мартенсу. Мы прекрасно понимаем, что вода закипит быстрее, если мы закроем крышку. Так же и с моторными маслами. Закрытый способ - самый точный. Результаты могут отличаться на 20-40 градусов.
Добавить комментарий: