Для чего нужны присадки в моторном масле
Отправляясь на очередную замену моторного масла, современные автолюбители даже не догадываются о том, что история этого ценнейшего продукта началась около 150 лет назад.
У водителя возникает вопрос а какой масло купить для заливки в мотор синтетику или минералку. Для чего производители стали добавлять присадки, и какая основа сейчас у современных смазочных материалов.
И если сейчас масло сохраняет свои свойства минимум 10-15 тысяч километров, то на заре его появления смазку приходилось обновлять каждые 500 километров. Патент на моторное масло принадлежит американцу Джону Эллису. Доктор долгое время проводил эксперименты с сырой нефтью в надежде отыскать у нее лечебные свойства, но немалые труды результата не дали. Эллис заметил, что нефть обладает отличными смазывающими свойствами.
В 1873 году с ее помощью американец оживил заклинивший двигатель, после чего стало окончательно понятно, что и нефть, и получаемые из нее продукты, можно использовать в автомобильной промышленности точно. Попытки уменьшить трение между движущимися деталями предпринимались неоднократно. Но ни животные жиры, ни нефтяные с очень высокой вязкостью при использовании в двигателях внутреннего сгорания себя положительным образом не зарекомендовали. Равно как и касторовое масло, которое в
Советском Союзе использовалось до конца 20-х годов прошлого века.
Минеральные масла, получаемые из нефти с помощью дистилляции, стали активно использоваться только в 30-40-х годах. Из-за крайне низкой термоокислительной стабильности минералки теряли свои свойства после 1000 пройденных километров.
При использовании в дизельных силовых агрегатах, тепловой режим работы которых выше бензиновых, смазку приходилось менять еще чаще. Чаще всего замена требовала полной или частичной разборки двигателя. В те же 30-е годы производители начали первые эксперименты по добавлению присадок в имеющиеся масла. Положительный эффект был достигнут довольно быстро.
Как действуют присадки
Одни добавки способствовали уменьшению износа трущихся деталей, другие – уменьшали количество отложений на деталях ДВС, третьи – помогали при запуске в морозы. После Второй мировой войны на Западе и вовсе стали активно разрабатываться и внедряться в серийное производство высокофорсированные по тем временам моторы, которые в принципе не могли работать на чистой минералке.
Стало очевидно, что без добавления присадок чистое минеральное масло не имеет будущего. Постепенно силовые агрегаты становились сложнее, а требования к ним со стороны инженеров и автолюбителей – выше. Мотор обязан эффективно и продуктивно работать в различных климатических условиях и быть относительно недорогим в обслуживании.
Добавляемые в масла присадки должны были улучшать не одно отдельно взятое свойство, а работать в комплексе. Ответ химиков не заставил себя долго ждать. Они оперативно предложили пакеты присадок, которые одновременно обладали моющими, антикоррозионными и противоизносными свойствами.
Другое дело, что простые автолюбители – как в Советском Союзе, так и в западных странах – были не готовы активно использовать жидкости с присадками. При всех своих очевидных преимуществах минеральные смазочные материалы обладали и рядом существенных недостатков.
Параллельно с работой над поиском оптимальных пакетов присадок для минеральных масел химики и автомобильные инженеры работали над созданием синтетики.
История последних началась в годы Второй мировой войны, когда немецкая авиация стала использовать масла, в основе которых находились высокомолекулярные углеводы. Удачные разработки были быстро подхвачены американскими военными. Но если говорить о полностью синтетическом масле, то оно появилось лишь в 1971 году. Дальнейшему распространению синтетического масла поспособствовал нефтяной кризис 70-х годов, а еще через десять лет полностью синтетические масла стали использоваться повсеместно.
Добавить комментарий: