Тест и обзор трансмиссионных масел для коробок передач
Трансмиссионные масла. Общий взгляд на линейку.
Если говорить о трансмиссионных маслах, то в них, как и в смазках для двигателя, есть определенные требования к вязкости смазочных материалов. Единственное отличие: в том, что в двигателе, вязкости отсчитываются по стандатам SAE J 300, в коробке передач по SAE J 306.
Здесь также есть зимние и летние классы. Зима регламентирует низкотемпературные свойства масла и минимальные требования к высокотемпературным свойствам.
Лето описывает высокотемпературные свойства. Оно не нормируют низкие температуры, зато четко вписывает вязкость при 100 градусах. Сейчас сезонные масла не очень популярны, хоть они начали частично возвращаться. Но в большинстве случаев вы сможете купить только всесезонные масла. Зимняя маркировка "W" присутствует на всех маслах.
Сегодняшние тенденции.
Если взять самый популярный класс 75W-90, то из вязкости можно понять, что проворачиваемость трансмиссии без отрыва смазки производит до -26 градусов. Гарантированная вязкость при ста градусах - от 13,5 до 24. Если присмотреться, то диапазоны здесь большие, особенно в больших классах (85-90).
С чем связан возврат сезонных продуктов и где они начнут появляться?
Они приходят туда, где нужно обеспечить работу с максимальной топливной экономией. Здесь нужны смазочные материалы с низкой вязкостью. Долгое время в качестве таких материалов использовали масла для автоматов, например, современные маловязкие АТФ, которые имеют вязкость в районе 5,5 - уже 70W, 75W
Что важно для DSG робота
В высокоскоростных механических трансмиссиях или же в роботах (DSG) очень важна и скорость переключения и максимальная быстрота подачи смазки ко всем узлам. В конструкции таких коробок есть отдельный насос, который обеспечивает циркуляцию такого смазочного материала и подачу в разные узлы трения. Такие масла имеют хорошие энергосберегающие свойства, предотвращают усилия на переключения передач, что особенно важно для роботов. По этой причине в линейке стали появляться сверхмаловязкие масла.
Странно, что раньше все обходились только ATF. Эти масла имеют плохую переносимость противозадирных и противоизносных присадок, потому что они работают с блоком фрикционов.
Для зубчатых передач лучше избегать таких ограничений. Поэтому, чтобы создать легкую роботизированную коробку с жестким переключением (не для водителя, а для узлов), в составе должен быть хороший антивозадирный комплекс - GL-3, GL-4. По этой причине пришлось возрождать зимние вязкости трансмиссионных масел.
В чем же разница между трансмиссионными маслами и жидкостями ATF?
Возьмем англоязычные источники. У них все, что может смазывать и защищать детали - масло. А вот если есть дополнительные функции, особенно в плане передачи мощностей и энергии - это будет называться жидкостями. Яркий пример. Моторное масло защищает двигатель от износа. Охлаждающая и тормозная жидкость - передают тепло.В коробке автомат все точно также. Жидкость в гидротрансформаторе передает крутящий момент без помощи механических деталей. Получается, что трансмиссия отделена от колес. Здесь нет жёсткой связи.
В российской терминологии допускаются, как и масла для автоматических трансмиссий, так и жидкости. То и другое употребимо. Проблем с этим нет. Главное понимать о чем идет речь, потому что современный рынок автоматических трансмиссий достаточно специфический. На самом деле, этим термином называют широкий спектр вариаций КПП, в которых есть собственное деление.
Во-первых, это сами автоматические коробки передач (гидромеханические). Там присутствует гидротрансформатор, который передаёт крутящий момент через жидкость.
Есть роботизированные КПП, которые представляют механическую коробку с электронным управлением переключения и сцепления. Все требования к смазочным материалам - такие же, как и в обычной МКПП.
Следующий блок - роботизированные трансмиссии с двумя сцеплениями. Выбор масла зависит от того, какое тут сцепление: сухое или мокрое. В обоих случаях нужно разное масло. Если оно сухое и блок шестерен отделен от остальных агрегатов сцепления в масляной ванне, то требования к маслу в блоке шестерен такие же, как и у МКПП. А вот в блоке сцепления требования к смазочному материалу совершенно другие. Они могут отличаться от требований жидкости АТФ и к обычной трансмиссии. Там во главу угла ставится правильная работа фрикционных муфт сцепления. Должны быть строго определенные коэффициенты трения на материалах сцепления.
Третий большой блок - вариаторные трансмиссии, которые могут быть, как с металлическим толкающим ремнём, так и с тянущей цепью.
Особняком стоят гибридные трансмиссии.
И всю эту огромную гамму коробок называют "автомат". Как только мы слышим "автоматическая трансмиссия", нужно понять, какая именно стоит на этом автомобиле. Кроме того, нужно понять, что стоит заливать: масло или жидкость.
Ключевой момент: жидкость передает крутящий момент; масло - смазывает и защищает от износа.
Добавить комментарий: